Есть мелодии, которые в любом уголке мира узнают с первых нот. Одна из таких – это знаменитая пьеса-богатель «Für Elise», созданная Людвигом ван Бетховеном.

Нежная, проникновенная, полная света мелодия «К Элизе» - это, пожалуй, одна из самых популярных и узнаваемых тем в классической музыке. «Für Elise» считается чем-то вроде катализатора умения играть на музыкальном инструменте – если получилось, значит уроки фортепиано не прошли даром!

Рукопись с пьесой была обнаружена биографом Бетховена Людвигом Нолем в частной коллекции спустяК Элизе 40 лет после смерти композитора. Рукопись была подписана автором, и, после тщательной экспертизы, сомнений не осталось – она действительно принадлежала великому композитору. 

Вокруг этого произведения до сих пор много споров: в каком году была написана пьеса, почему Бетховен не обнародовал ее при жизни, а главное – кем была та Элиза, которой композитор посвятил свою прекрасную музыку. На этот счет существует несколько популярных версий.

По первой из них, произведение посвящено Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца (см. илл.). Она была ученицей, близкой подругой и, как предполагают, «гражданской» женой Бетховена. Имя с Терезы на Элизу было изменено либо намеренно, по личным причинам, либо случайно – композитор имел крайне неразборчивый почерк, поэтому люди, занимавшиеся расшифровкой рукописи, могли спутать два похожих имени. В пользу этой версии говорит то, что рукопись долгое время хранилась у Терезы.

Другой претенденткой в «Элизы» стала немецкая оперная певица  Элизабет Рёкель, сестра одного из близких друзей композитора. Одно время Бетховен ухаживал за ней, и эта пьеса, возможно, была посвящена именно ей.

Третья версия гласит, что Бетховена на создание «Für Elise» вдохновила российская императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I. По моде того времени, среди людей искусства было принято прославлять в своих творениях венценосных особ, и Бетховен не стал исключением. Стоит сказать, что Елизавета Алексеевна, которая отличалась красотой и женским  очарованием, была вдохновительницей многих знаменитых творцов: Пушкина, Державина, Глинку.

«К Элизе» - это, безусловно, одно из самых известных музыкальных произведений на планете. Существует множество каверов и аранжировок этой пьесы: от блюза до хэви-металла, она звучит из мобильных телефонов, как рингтон, используется в рекламе и кино, исполняется на мировых концертных площадках и в классах провинциальных музыкальных школ... Кем бы ни была загадочная Элиза, стоит поблагодарить ее за то, что она вдохновила Бетховена на создание шедевра, повлиявшего на всю мировую культуру.

slide

Производство пианино в СССР

Многие удивляются, узнав, что до 1914 года одним из ведущих производителей (и поставщиков на рынок Европы) роялей и пианино была… Российская империя. Основные производственные мощности располагались в Санкт-Петербурге. Производители, с явно немецкими фамилиями, мастерили  знаменитые клавишные бренды – Беккер, Мольбах, Дидерикс, Шредер и др.

С началом Первой Мировой войны, немцы начали массово покидать территорию России. Не остались в стороне от этих эмигрантских потоков и производители роялей и пианино. Потом состоялась Октябрьская революция, Гражданская война, голод, разруха… короче говоря, публике было не до музицирований.починить советское пианино

Владимир Ленин в приватной беседе с наркомом Луначарским заметил: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». А какой цирк и кино без музыки? Сама собой родилась идея: молодой советской республике необходимо возродить изготовление инструментов и обучение музыкантов!

Сказано – сделано. В опустевших петроградских мастерских Беккера появились суровые люди в кожанках и с маузерами – в руках у них был мандат на… организацию производства пианино. В кратчайшие сроки рабочий процесс на фабрике был запущен. На складах обнаружились лекало, чертежи и кое-какие комплектующие – вот из них-то и собрали первое советское пианино «Красный Октябрь».      

Вообще-то производство таких музыкальных инструментов, как рояль и фортепьяно принято доверять мастерам, ибо специфику дела за один день не освоишь. Однако, большевики думали иначе и… поставили изготовление пианино на конвейер. Дело двинулось. Иногда (в зависимости от смены) получались вполне себе приличные инструменты, но зачастую качество пианино советского производства не выдерживало никакой критики. Для интенсификации производства инструментов применялось наспех высушенное дерево и некачественное литьё. В результате фортепьяно быстро ломались, играть на них оказалось трудно, а звук отличался глухостью и неровностью.

За качество в СССР принято было неистово бороться, и результат этой «борьбы» не заставил себя долго ждать - с середины 60-х годов на фабриках наконец-то отладили технологию и в магазинах музтоваров появились вполне себе сносные отечественные клавишные инструменты. К началу 1980 года объемы производства достигли таких масштабов, что пианино можно было обнаружить, практически, в каждой квартире.

Предлагаем перечень наиболее известных торговых марок пианино и роялей, произведенных напочинить советское пианино территории бывшего Советского Союза: Аккорд, Алатырь, Ануш, Балтика, Беларусь, Берёзка, Весна, Владимир, Волга, Волна, Вятка, Гамма, Десна, Дружба, Енисей, Заря, Иваново, Иртыш, Казань, Калуга, Кама, Комитас, Красный Октябрь, Кубань, Кузбасс, Ласточка, Ленинград, Лира, Лирика, Малютка, Мелодия, Музтрест, Ноктюрн, Ода, Одесса, Октава, Отрада, Пенза, Прелюдия, Прима, Рига, Ритм, Родина, Ростов-Дон, Саратов, Сибирь, Смоленск, Соната, Сонет, Сура, Сюита, Тверь, Терек, Токката, Тюмень, Украина, Урал, Фантазия, Чайка, Чернигов, Элегант, Элегия, Этюд, Юбилей, Юность.

По престижности и качеству существовала некоторая градация: самыми лучшими считались инструменты из Прибалтики, а самыми плохими – пианино, изготовленные в закавказских республиках. Достаточно высоким качеством обладали пианино и рояли, произведенные в УССР, Белоруссии и РСФСР.

За окном XXI век. Очень часто владельцы «украин», «ростов-донов» и прочих «аккордов» задаются вопросом: «Ремонтировать или не ремонтировать старые советские пианино? Вызвать настройщика фортепьяно или продолжать использовать инструмент, как элемент декора помещения?»

Специалисты утверждают - смысл в таком ремонте есть, только вот клиенты не часто соглашаются на подобный шаг - дорого. А ведь среди старых советских пианино 60-х – 80-х годов попадаются экземпляры с великолепным звуком. Общей проблемой этих инструментов является недержание строя – придется менять колки и вирбельбанк.

Существует золотое правило, которое касается, в том числе и инструментов советского производства: «Если заводская сборка была изначально качественной, микроклимат в помещении благоприятным, фоно эксплуатировалось бережно, а мастер-настройщик регулярно обслуживал пианино, то такой инструмент может прослужить около полувека. А грамотно проведенная реставрация может продлить срок службы еще на 50 лет». Так что у вас есть все шансы увидеть, как ваши внуки музыцируют на пианино, которое много лет назад вам подарили бабушка с дедушкой…