Ключ настроечный и особеннности настройки пианино

Настроить пианино не так просто, как кажется, это достаточно сложный процесс, требующий от настройщика не только постоянного слухового контроля, но и профессиональных навыков работы с настроечным ключом, возможности профессионально и качественно отремонтировать имеющуюся неисправность, все это зависит от опыта и таланта мастера, также от качества настроечного ключа. Если ключ изготовлен из хорошей стали с использованием прочных и одновременно гибких сплавов, это обеспечит лучшее качество проводимых работ. Если же сталь ключа более низкого качества, результат продержится меньше.

Каждое движение настроечного ключа квалифицированного мастера автоматизированно, что обусловлено опытом мастера и его музыкально-техническим слухом и чутьем. Ключ настройщика в какой-то степени можно сравнить со скальпелем в руках хирурга. Многократные вращения настроечного ключа неопытным настройщиком может привести колки или вирбельбанк к более быстрому износу, устойчивость колка и струны падает, могут появиться нежелательные изгибы струн, в худшем случае - может появиться углубление гнезд вирбельбанка. От того,насколько точно и гармонично мастер сможет настроить пианино зависит и развитие слуха обучающегося игре на фортепиано, и само удовольствие от игры на хорошо настроенном инструменте. Самое главное в начале настройки - верное построение соотношений интервалов так называемой "зоны темперации", которая простирается от "ля" малой до "ля" первой октавы.

Принцип настройки фортепиано на соотношении интервалов

Любая профессиональная настройка пианино строится на определенном соотношении октав, кварт и квинт, терций и секст, которые определяются старинными и современными принципами и традициями фортепианного мастерства.

Обсуждая стандартные методы настройки пианино, можно выявить следующие особенности: пианино настраивается по камертону (тюнеру) 440 гц (в зависимости от состояния инструмента, объема заказа и пожеланий клиента); в работе настройщика при создании темперационной зоны используются кварты, квинты, терции и сексты; от области темперирования настраивается басовый регистр низ тенора с помощью октав и унисонов, а также верх тенора и дискантовый регистр (с помощью октав и подстройки унисонов).

Техника работы с настроечным ключом

Настройщик ставит рукоятку настроечного ключа на продолжение оси струны (допустимо ставить рукоятку с наклоном несколько вправо или влево - это индивидуально у каждого мастера). К основным движениям колка относят вращение, которое применяется при существенном изменении строя; микрошаг (едва заметный сдвиг колка) - основной прием настройки , который производится настройщиком пианино медленно, плавно и постепенно наращиваются усилия на рукоятку ключа до минимального сдвига вирбеля. После проведения данного движения усилия с рукоятки ключа снимаются, и мастер вслушивается в полученный результат. В момент осуществления микрошага происходит деформация рабочей и нерабочей части струны; отжим - легкое движение без сдвига колка для получения деформации и стабилизации трения на порожках (клангштабике и в аграфах). Отжим служит для окончательной, точной и стабильной установки звуковой высоты струны. Если отжим произодится против часовой стрелки, его называют "замком", который сопровождается ударом "форте" по клавише. Назначение удара - выравнивание напряжения нерабочей и рабочей части струны; вибрации руки, толчки, импульсные воздействия на вирбель, которые рационально применять при тугих колках или при их скачкообразном движении.

При работе с инструментом настройщик использует сжатый кулак (вращение), полусогнутую ладонь (при микрошаге), щепотку пальцев (для отжима).

Стадии настройки унисона

При настройке унисона мастер-настройщик проходит три стадии: в случае нахождения настраиваемой струны ниже эталона она подтягивается до эталонной, далее происходит перетяжка этой струны вверх на несколько биений и отжим, который прекращается в момент исчезновения биений. Допустимая погрешность настройки унисона - 1 биение в 4 секунды. У каждого мастера имеется свой эталон биений, однако, слишком глухой точный унисон в теноровом регистре может несколько быть оживлен чуть более допустимым количеством биений. При настройке дискантового регистра погрешность увеличивается в несколько раз. Если перетяжка была небольшой, замок может легко фиксировать положения колка направлением усилия рукоятки ключа на себя. Точный унисон контролируется проваливанием звука и быстрым затуханием.

Особенности настройки пианино

В пианино (в отличие от рояля) сначала настраивают правую струну хора. При черновом проходе возможно использование клинков, на чистовом проходе - температорную полоску, при котором сначала настраивается средняя струна. По камертону настраивают правую струну. Струну необходимо ставить в центр настройки, когда при легком отжиме вирбеля вверх биения появляются и при легком отжиме вниз также появляются. Не рекомендуется изгибать вирбель сильно. Изгиб отличается от отжима тем, что после снятия усилия биения изменяются, в то время как после легкого отжима биения остаются теми же самыми. Заканчивать настройку можно ударом форте.

Регистры пианино подразделяются на дискантовый (верхний),теноровый (средний) и басовый (нижний). Струны делятся на гладкие и с обмоткой, изготавливаются из специальной струнной стали. В верхнем и среднем регистрах пианино, как правило, если это не аликвотная система струн, на клавишу приходится по три струны, в нижнем - по две, и в контроктаве - по одной (в разных конструкциях и фирмах пианино количество струн может быть в басовом регистре больше). Чистота настройки во многом зависит не только от опыта настройщика, качественной настройки унисонов, качества инструмента, но и от общего технического состояния инструмента, его возраста, состояния деталей. Безусловно, каждое пианино можно улучшить до определенного уровня, все зависит от обстоятельств, объема работ, качества инструмента и, конечно, от мастера, его уровня. 

О зонах темперации фортепиано

Темперационная зона должна быть в идеале интервально равномерной и каждый интервал должен звучать согласно традиционному темперированому принципу настройки. Звучание квинты, как правило, в стандартной настройке сужается, а кварты - расширяется, как и большой терции. Важный момент профессиональной настройки - чистая настройка октав, от чего зависит общее точное звучание по всему регистру пианино.  В способе настройки "терц-секст" контроль основных настроечных интервалов и зоны темперации производится с помощью терций и секст, имеющих определенное количество биений, которые настройщик должен постоянно контролировать. Их соотношение равномерно распределяется и по зоне темперации, и по всему диапазону пианино.

При вызове настройщика часто выясняется, что помимо непосредственно настройки пианино, инструменту требуется плановое техническое обслуживание в виде устранения западаний клавиш (обусловлено проблемами механики), замена фальшивых струн и колков, регулировка клавишного механизма и чистка пианино.  Часто у старых и длительно не обслуживавшихся пианино встречаются проблемы плохого держания строя (особенно в антикварных пианино). Эти проблемы устранимы с помощью укрепления строя путем забивки вирбелей (осадка) или вливанием спецсоставов, или капитальным ремонтом по замене колков, в сложных случаях - заменой вирбельбанка. К услугам по капитальному ремонту фортепиано относится полная замена колков с установкой ремонтных вирбелей. Материалы оплачиваются заказчиком.

Весь комплекс работ по техническому обслуживанию пианино и его настройке осуществляем недорого, по разумной доступной цене при заказе услуг в полном объеме.

Звоните 8 (916) 940 78 70 или оставьте телефон, и мастер вам позвонит.