Система настройки пианино, рояля

Принципы работы настройщика пианино и рояля

Настройка пианино и рояля представляет собой не что иное, как установка определенной высоты строя инструмента при определенном сочетании звуковых интервальных соотношений. Колебания созвучий, которые издают хоры струн при ударе по клавише в среде настройщиков принято называть биениями. По традициям фортепианного мастерства, те или иные интервалы должны иметь определенное количество биений, которые настройщики должны слышать и контролировать. В этой среде принято, к примеру, что в квинтах биения должны быть несколько реже, нежели в квартах. При повышении интервальной последовательности биения учащаются, а при переносе на октавы вверх происходит удвоение биений.

В настоящее время котируются две разновидности профессиональной настройки рояля, основанные на определенных соотношениях музыкальных интервалов: кварт и квинт, терций и секст, октав, которые варьируются в различных сочетаниях и последовательностях. Тем не менее, способный мастер-настройщик настроит фортепиано способом кварт-квинт таким образом, что мастеру, владеющему патентованным способом настройки терц-секст и методом синхронизации такое мастерство и не приснится. Многочисленные дискуссии о недостатках или преимуществах одного метода над другим, бесспорно, развивают кругозор многих настройщиков, пользователей фортепиано и желающих его приобрести, но они не заменят слух мастера, его талант, интеллект и практику.

Чистые унисоны и допустимые расширения/сужения интервалов

При качественной настройке пианино срок его службы увеличится за счет точной и правильной техники настройки и своевременного проведения капитального ремонта. Однако, отдавая должное каждому из способов, в ходе длительной практики налицо следующие субъективные выводы:

1) Октава в любом случае должна звучать интервально чисто по всем регистрам, без биений. Умение быстро слышать унисоны - признак опыта мастера.

2) Допустимы в определенных микро рамках различные вариации расширений кварт и сужения квинт, что индивидуально у каждого мастера.

3) После работы мастера над зоной темперации кварт секстаккорды в зоне темперации должны звучать ровно и гармонировать с соседними в верхних октавах.

4) Каждая из больших терций в зоне темперации должна звучать равномерно; допустимы равномерные расширения, если они гармоничны.

5) При настройке нижних звуков пианино (контр-, субконтроктаву можно контролировать дополнительно любыми интервалами через две октавы с контролем непосредственно октав; если не пользоваться стробобасом, с учетом следующих факторов: состояние и качество инструмента, вирбельбанка, необходимость замены колков, фальшивых старых струн, желание и возможность клиента провести ремонт и др.

6) Хорошо настроенные унисоны дают компактность и чистоту звучания за счет ликвидации большого числа биений (это достаточно большой труд на неподготовленном к настройке инструменте), квартсекстаккорды не расплываются, а звучат едино; вся настройка основана на "микрошагах", в отличие от малоопытного мастера, использующего настройку без поднятия строя вращением ключа по минимально быстрой цене; 

7) Проверять можно и терции, и сексты, и кварты, и квинты, и децимы (регистр любой).

8) Использование некоторыми настройщиками-теоретиками рассчитанных в теории математических цифр и формул возможно, но на практике, настройка по данным формулам может длиться до бесконечности. Тщательный расчет и пристрастие некоторых мастеров рассчитать энное количество биений в тех или иных интервалах как способ контроля настройки пианино может не дать качественного и скорого результата по простой причине - биения все равно будут. И настройщику все равно придется пожертвовать качеством того или иного интервала (терции ради сексты, квинты ради октавы). А если настройщик будет вслушиваться и считать количество биений в каждой кварте, квинте, дециме, инструмент можно настраивать неделю или больше (для практики и любопытства). Однако, если инструмент требует ремонта - эти вопросы отпадут сами по себе. Для опытного мастера лишнее биение - всего лишь миг, который он устранит точным микрошагом. Трудно представить себе настройщика, вслушивающегося в звучание кварт секстаккорда и рассчитывающего одно биение в секунду в кварте, а в сексте - от трех и более.

План настройки пианино, рояля

К основным моментам плана настройки рояля относятся:

  1. Создание равномерной темперации: недопустимо жертвовать звучанием терции ради лучшего звучания квинты; основные интервалы: октавы, кварты, квинты могут звучать с минимально допустимыми биениями.
  2. План настройки предусматривает сведение к минимуму количества тонов, которые настраиваются только по одному интервалу. Настройка тона по одному интервалу нереальна, поскольку человеческое ухо неидеально, а контролировать биения какими-либо приборами слишком долго, и подобные действия могут не дать абсолютно точного результата. Недостаточно контролировать биения только квартами и квинтами как изолированными интервалами. Классический план настройки также предусматривает и использование малых и больших терций и секст. Приверженцы темперационных стилей профессии широко практикуют в области темперирования взаимный контроль интервалов: большие терции проверяются проигрыванием последовательностей квинт и кварт, и наоборот.
  3. План настройки рояля должен обеспечивать минимальное перемещение вирбелей (колков), минимальное число перестановок ключа с одного вирбеля на другой в процессе работы или минимальное число возвратов к одной и той же ноте. Данное правило обусловлено сохранением хорошего строя постоянно настраиваемого пианино.
  4. Темперационная зона не должна превышать октавы в целях достижения более легкого и быстрого взаимодействия между интервалами. 

В зависимости от особенности заказа - это может быть подстройка регулярно настраиваемого инструмента или полная настройка фортепиано, давно не обслуживавшегося, мастер настраивает в камертон унисон ля1 и октавы ля. При этом важна точность настройки чистой октавы, так как от этого зависит точность темперации. Точность зависит не только от мастера, но и технической исправности инструмента - от того, как держат колки и какого качества и состояния струны, от состояния вирбельбанка, штегов, струн; от возможности и желания клиента провести ремонт. Основная сложность при настройке октавы состоит в том, что погрешность звучания может варьироваться в определенной степени, а по звучанию октавы это сложно установить.

Кварто-квинтовые весы

В качестве проверки центральной октавы темперации можно использовать следующий тест: по частоте биений так называемых "кварто-квинтовых весов": в нижней кварте ля — ре1 должно следовать равенство частоты биений в верхней квинте ре1 — ля1, биения должны составлять около одного биения в секунду. Равенство биений контролируется ухом настройщика. В случае, если октава расширена верхняя квинта будет звучать более расширенно, чем нужно.

Если октава широкая, настройщик может считать настроенным средний звук в "кварто-квинтовых весах"; при такой раскладке верхняя квинта будет почти чистая, а нижняя будет звенеть больше. В любом случае, при настройке мастер должен пожертвовать качеством какого-то интервала ради другого. Если настройщик несколько завысит ре1, зазвучит точная квинта, но при этом расширится кварта внизу.

Некоторые мастера работают следующим образом: настраивают приблизительно октавы, кварты и квинты и затем "подгоняют" под них терции и сексты. Такой способ настройки также вполне приемлем, и, по крайней мере, логичен. Нижний регистр достаточно удобно настраивать с помощью контроля строя большими децимами (в том числе и через две октавы). Большие децимы могут быть достаточно успешно использованы в качестве контроля строя из-за хорошей слышимости биений, за исключением дискантового регистра.

Как рекомендовал Г. К. Богино, "можно использовать октаву с квинтой в середине или настраивать двумя последовательными квинтами. Например, настраиваются квинты ре1 — ля1 и ля1 — ми1, при этом ми1 настраивается по ранее настроенному ми2, а общий для обеих квинт звук ля2 устанавливается затем по ре1 и ми1. Закончив настройку инструмента, необходимо убедиться в ее правильности с помощью специальных приемов контроля. Часть приемов аналогична приемам, используемым при настройке и контроле в области темперирования. Другие приемы связаны с контрольными интервалами, превышающими октаву".

Подобные эксперименты в выстраивании зоны темперации можно проследить на примере пары - малой терции и большой сексты. При этом нижний интервал будет звучать несколько уже, а секста вверху - с большим количеством биений.

Правильный выбор ключа и работа с ним

От постановки ключа на колке во многом зависит качество настройки: головка ключа должна плотно охватывать колок. Для колков различного диаметра следует использовать головки соответствующего параметра. Если используется головка стандартного размера при утолщенном вирбеле, это может привести к увеличению люфта при настройке.

При работе с новым пианино настройщиком должно учитываться то, что после настройки отдельные участки струн снижаются в высотности из-за наличия релаксации напряжения, уменьшение которого на басовые и дискантовые струны несколько снимает интенсивность давления на резонансную деку в ее крайних участках. Из-за этих процессов дека изгибается вверх, из-за чего увеличивается частота. При настройке нежелательно ставить ключ не на тот колок, так как подобные действия могут привести к перетяжке струны вплоть до ее обрыва. Стабильность настройки во многом зависит от техники, которую использует настройщик, опыта и способностей мастера.

Что влияет на стабильность частоты струны

Стабильность частоты струны зависит от способности сохранять заданную высоту при условии сильных ударов по клавишам. Это понятие несколько отличается от стабильности строя инструмента, зависящей не только от плотности держания струн колками и надежности опорных конструкций, но и от температуры, влажности, перевозок. Если строй инструмента относительно стабилен, из-за неправильной настройки струна сразу же расстроится; если же строй инструмента имеет низкую стабильность, техника настройки не окажет существенного влияния на ее качество.

Осенью и весной происходит впитывание влаги вирбельбанком инструмента, он становится эластичным, и вирбели более крепко держат строй. При наступлении более сухих условий из-за уменьшения влажности нередко слышны щелчки, ослабляющие строй.

Стабильность частоты струны во многом определяется двумя основными факторами: наличием упругости фортепианных деталей и трения в них. Система фортепианных деталей представляет собой их конкретную совокупность, носящая целенаправленные функции крепления, натяжения и поддержания устойчивости струны в определенном положении. Данная система включает вирбельбанк с колковым механизмом, штеговые штифты, рамный штифт, аграф с каподастром. Основные факторы устойчивости строя характеризуются упругостью колка и посадочного места вирбельбанка, струнной стали, штегов и штифтов.

Принципы работы каждого мастера-настройщика рояля глубоко индивидуальны и зависят не только от особенностей и опыта самого мастера, но и от уровня его подготовки, знаний специфики работы фортепианного механизма.

Регистры пианино или рояля разделяются на теноровый, дискантовый и басовый. Процесс настройки пианино, не требующего поднятия строя, ремонта, профилактической регулировки механики (без щелчков и звона) и с относительно нормальным состоянием вирбельбанка, струн и колков основывается на темперировании первой октавы от звука «ля» первой октавы до «ля» малой октавы. От предварительно настроенной темперационной зоны происходит дальнейшая настройка инструмента октавами с кварто-квинтовым, терц-секстовым, квартсекстаккордовым и октавным контролем.

Тонкий музыкальный слух или тюнер?

Система настройки пианино

Настройщик-практик может настроить рояль или пианино одинаково хорошо как с помощью тюнера, так и ориентируясь на собственный музыкальный слух и опыт. Тюнер может послужить дополнительным средством в достижении высококачественной настройки, но не является панацеей от всех бед. В нашей практике были случаи, когда различного качества тюнеры давали тон "ля", при этом реально настроенная по тюнеру октава ля - ля1 звучала нечисто. К тому же, при подплывающем строе инструмента, требующего ремонта, после неоднократной подстройки инструмента, настройка с помощью тюнера постоянно осаживается в строе и становится невозможной. И тогда только слух настройщика и проведение текущих ремонтных работ позволяют блокировать фальшиво звучащие струны, чтобы инструмент зазвучал правильно.

Использовать в работе тюнер или не использовать - выбор настройщика. Если имеется дорогостоящий высококачественный тюнер, его можно использовать и в качестве камертона. Отличный выбор - оркестровый камертон (тюнер) с охватом всех октав. Настройка рояля методом синхронизации предусматривает наличие контроль интервалов с помощью тюнера.