Материалы для изготовления пианино
Пианино и рояль – инструменты, на 75% состоящие из деревянных деталей, каждую из которых делают из разных сортов дерева. Неспроста практически все мастера, основавшие компании-производители знаменитых на весь мир инструментов, были краснодеревщиками. Долгое время технология обработки древесины для производства музыкальных инструментов считалось секретом, и тщательно оберегалась.
Самый известный пример – скрипки мастера Страдивари. Ведь именно материал корпуса создает тот самый узнаваемый и уникальный звук. Это же правило «качественного дерева» относиться и к фортепьяно. Происхождение древесины архиважно. Известно, что резонансная дека рояля Fazioli сделана из красной ели, произрастающей в знаменитом итальянском лесу Val di Fieme, куда в свое любил захаживать в поисках сырья сам маэстро Страдивари.
Основная часть любого пианино – дека – изготовляется из клееного шпона (тонких дощечек).
При массовом производстве, в основном, используется старая добрая ель. При этом слово «старая» - не есть метафора речи. По ГОСТу СССР дерево для изготовления шпона должно сушиться в особых условиях не менее двух лет. Для каждого инструмента шпон берется от одного дерева. Считается, что при таких условиях пианино будет выдавать «чистый» звук. В этом был определенный смысл – ель считается наиболее звонкой породой и она не является дефицитным материалом. Отметим, в советских фортепьяно часто использовался бук и береза.
Кроме деки, в каждом инструменте собрано большое количество разнообразных деталей: от совсем миниатюрных до весьма увесистых. И все они – из разных пород дерева. Повторимся, у каждой уважающей себя фортепианной фирмы свои секреты и, соответственно, древесные предпочтения.
Бук, дуб, береза, клен и красное дерево – подходят для изготовления корпусов.
Американский тополь хорош для крышки рояля.
Из ореха и граба изготовляют молоточки, ударяющие по струнам.
Эбеновое дерево – для черных клавиш.
Все, что касается работы с деревом - мастера работают по классическим лекалам. Новые материалы применяются редко. Особенно важно учитывать все эти тонкости, если нужно сделать ремонт пианино или провести реставрацию фортепиано – внимательно подходите к выбору мастерской.
Выше мы говорили о внутреннем мире пианино – он достаточно консервативен. Зато внешний дизайн инструмента – открывает богатое поле для реализации всевозможных фантазий. Резьба, инкрустация, вычурченная оклейка… Дерево для изысканных экземпляров фортепианного искусства поставляют со всего света – Азии, Африки, Америки, Европы. Применяют: различные виды ореха и дуба, грушу, лимонное дерево, тис, вишню, палисандр, красное, черное и желтое дерево, мирт, красный вяз, секвойю, сикомору, платан и т.д.